Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы с настоятелем нашего прихода отцом Романом - об особо любимых и почитаемых святынях Троицкого храма.

Иконы Троицкого храма

 

Отец Роман, в нашей прошлой беседе Вы сказали, что литургия может служиться только на мощах мучеников. Чьи мощи на престолах в Троицком и Воскресенском храмах?

Троицкий храм освящен архиерейским чином. Когда храм освящается, архиерей вкладывает внутрь престола частицы мощей мучеников и сообщает настоятелю, чьи это мощи. В престол храма Святой Троицы вложены мощи мучеников Хозевитских и священномученика Константина Богородского (Голубева).

Для того, чтобы освятить наш новый храм архиерейским чином, необходимо, чтобы он был полностью готов. Пока же литургия в нем совершается на антиминсе (антиминс - льняной или шелковый плат с особым изображением) на неосвященном престоле. Когда освящают антиминс, в него зашиваются мощи мучеников, информация об именах которых не сохранилась, или неизвестна вообще.

Тема нашей сегодняшней беседы - иконы. Многие прихожане (не только новоначальные, но и давние) не знают, какие иконы есть в храме, как помолиться изображенным на них святых. Спросить не всегда удобно, а почерпнуть нужную информацию порой неоткуда. Почему нельзя возле каждой иконы повесить табличку с указанием, чей это образ, и краткую молитву к этому святому?

Иконы подписаны, и узнать о том, чей это образ, всегда возможно. Но в некоторых храмах подобная практика есть, и я считаю ее очень удачной. Такой была и моя изначальная задумка, причем ее воплотили по моему предложению в другом храме, в Летово. Здесь же пока не получилось из-за маленьких размеров Троицкого храма.

Во-первых, всё это должно быть удобно внешне. А в Троицком храме, с маленькими аналойными иконочками, физически не остается места, чтобы повесить табличку с подписью и молитвой - храм будет в табличках, а не в иконах.

Во-вторых, это удобнее и правильнее делать рядом с большими и особо чтимыми иконами. Согласитесь, что к святителю Николаю и Блаженной Матроне больше народу обращается, чем к другим более или менее известным святым.

Кроме того, в Троицком храме мы постоянно перевешиваем иконы с места на место, появляются новые иконы.

Тогда, может быть, при входе в храм или на стенде повесить фотографии икон, а рядом их описание и указание на расположение, чтобы люди знали хотя бы, в какой части храма искать нужный образ?

Да, есть и такой вариант - музейный. Когда заходишь в какой-то экспозиционный зал, тебе дают схему расположения экспонатов с кратким их описанием и историей обретения. Для нас это тоже приемлемо. Но сейчас у нас два храма, и между ними происходит постоянное перемещение икон. И в обоих храмах, даже в Троицком, идут строительные работы. Сейчас ведутся переговоры об изготовлении нормального, классического иконостаса в Троицком храме. Появятся новые иконы, новые киоты, т.е. опять произойдет перемещение икон, часть из которых перейдет в Воскресенский храм.

Так что идея хорошая, но надо так продумать ее реализацию, чтобы людей не путать. Иначе они будут читать старые путеводители и таблички, висящие под иконами совсем других святых.

В свое время, когда убранство храма будет закончено, мы, конечно, все это сделаем.

Какую икону Троицкого храма Вы считаете самой важной?

Разделение икон на намоленные-ненамоленные, чудотворные-нечудотворные в значительной мере относительно. По вере вашей да будет вам. По вере можно помолиться перед простой бумажной иконочкой, и Господь услышит и все управит. А можно всю жизнь бегать по чудотворным иконам, но ничего не добиться и не получить. Все в руках Божиих.

Поэтому я бы не выделял среди икон более или менее важные. Все иконы для нас ценны. Каждая требует благоговейного, трепетного, внимательного к себе отношения, независимо от того, насколько она ценна, дорога в исполнении. Это священный образ. А для меня, как человека с нуля начавшего обустройство Троицкого храма, каждая икона в нем дорога по-особому.

Службы начинались при самых простых, картонных софринских иконах, которые частично присутствуют в храме и по сей день. Первая хорошая, правильная, каноничная, писаная икона, появившаяся в Троицком храме, была икона Сретения Господня. Эту икону пожертвовал раб Божий Сергей, наш прихожанин (если его можно так назвать, поскольку постоянно он живет в Париже, но приезжая сюда 1-2 раза в год, обязательно заходит в храм). Узнав, что построен храм (тогда еще часовня), он заказал хорошую икону аналойного размера – Сретение – и нам ее поднес. Это было в 2002 году. Так было положено хорошее начало приобретению достойных писаных икон. Эта иконочка мне очень нравится. Символично и то, что название первой иконы, пришедшей в храм, означает встречу, встречу с Богом. Другое значение сретения на балканских языках, например, на сербском, это радость. Т.е. в наш храм пришла радость. Слава Богу! Это было очень знаменательно и приятно.

Обязательно нужно сказать о Корсунской иконе Божией Матери, которая висит, если стоять лицом к иконостасу, с левой стороны, там, где стоит хор. Это точная мерная копия самой чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, древней православной святыни. Это хорошая копия, скорее всего начала 18 в., под посеребренным окладом. Мы не знаем ее древнего изначального происхождения, но известно, что в 20 в. она хранилась у одной тайной монахини, матушки Марии. Матушка Мария жила в Москве, косвенно или напрямую была связана со старцами Зосимовой пустыни, приняла от них библиотеку Зосимовой пустыни (книги из которой потом мне передали) и эту икону. Есть предположение, что икона принадлежала кому-то из зосимовских старцев.

Эта икона почитаемая, многими нашими прихожанами любимая. Недавно некоторые прихожане высказали мнение, что она как-то просветлела. Раньше не могли разглядеть ее лика, а сейчас он, действительно, просматривается.

Самая большая икона Троицкого храма – Святителя Николая – пришла к нам, казалось бы, совершенно банальным образом. В советские годы икона хранилась в одной семье на чердаке в сарае. Изначально она была сделана из трех досок, но потом развалилась на части. И в виде трех обшарпанных, почерневших досок в конце 90-х годов люди, у которых она хранилась, принесли ее в храм в Летово - не знали, что с ней делать, а выкинуть рука не поднималась. Они же рассказали историю иконы.

Икона эта происходила из села Спас-Купалище Судогодского уезда Владимирской губернии. Их бабушка принесла ее из закрывшегося разоряемого храма. Повесить в доме ее не могли, а из-за огромного размера прятать тоже было неудобно. Так и лежала она на чердаке. Со временем они дом продали, а икону перевезли сюда. Здесь она у них хранилась дома, потом решили все-таки принести в храм на усмотрение священника – сжечь или как.

Конечно, ни у кого в храме не поднялась рука сжечь икону. Но и мысли восстановить ее на тот момент тоже не возникало, т.к. реставрация - очень дорогостоящее дело, и специалистов найти нелегко. Так она и лежала до лучших времен. А когда меня определили в Троицкий храм настоятелем, я (не знаю, что меня подтолкнуло) обратился к отцу Димитрию: «Батюшка, что у тебя лежат доски, можно я их себе заберу, вдруг когда-нибудь что-то с ними сделаю?»

У меня особое отношение к старым вещам, и я решил забрать икону, совершенно не надеясь, что что-то получится. И вдруг чудесное стечение обстоятельств. Родители подруги моей супруги, матушки Татьяны, практиковали реставрацию живописи на холстах (не иконной живописи). Но раньше мы об этом не знали, всё выяснилось позднее, когда я уже забрал икону к себе. И вот однажды зашел разговор о том, что у нас храм открыли, а ни одной иконы нет, не хотите ли вы попробовать поработать с иконами. Они сказали – привозите, посмотрим. Когда привезли, они сказали - оставляйте, расчистим, а дальше будет видно. Икона была полностью потемневшая, а на месте лика - пятно непонятного происхождения. Мне казалось, что над иконой надругались, к лику был прилеплен кусок гашеной извести или цемента. И не понятно было, что скрывается под этой темнотой. Единственное, что было видно – орлец – изображение орла. Из чего я сделал заключение, что это святитель, потому что на орлеце изображаются только святители. А какой святитель - не понятно.

Реставрировать икону согласились безвозмездно?

Нет, они объявили какую-то цену, но она совсем не шокировала. Не вспомню сейчас сумму, но я ее, что называется, достал из кармана. Т.е. не было такого, чтобы много лет собирать деньги на реставрацию. Мы, конечно, их за это очень благодарили.

Но главная радость была впереди. В полном смысле реставрировать и восстанавливать пришлось только лик. Он был полностью утерян. Вся остальная живопись сохранена. Оказалось достаточно просто снять старую олифу и слой копоти и соединить три доски. Ничего не дописывали, не восстанавливали. Все золото, которое осталось на иконе – родное. Их знакомый столяр сделал хорошую раму, чтобы скрепить три доски, швы заделали в тон. И они, как искусствоведы, сказали, что эта икона достаточно высокого уровня исполнения.

Работа длилась не слишком долго – около 3-4 месяцев, по истечении которых мы получили замечательную икону святителя Николая, ставшую во всех смыслах большим украшением храма.

Но сейчас я вижу, что с иконой появились проблемы – трещинки. Ее надо ставить в киот, под стекло. В храме нашем, когда натоплено, тяжело, жарко. Жара для писаных икон страшнее, чем холод. Поэтому за иконой надо наблюдать, нужны специалисты, прежде чем переносить ее в новый храм. В нем, я думаю, ей будет легче для сохранения, да и по своим размерам она достойна более обширного и просторного храма. Надо только поскорее сделать большой киот.

Но самое интересное в этой истории - моя личная связь с иконой. Это село, откуда она была привезена, этот храм – Преображенский – знакомы мне с раннего детства. С 7-летнего возраста меня отвозили в пионерский лагерь, и т.к. храм находился за оградой лагеря, я частенько в него заходил. Я помню его в полуразрушенном состоянии, с частично сохранившимся иконостасом. Помню кладбище, захоронение князей Грузинских, бывших владельцев этой усадьбы. У меня до сих пор перед глазами стоит этот храм, из которого пришла икона.

Отец Роман, как-то очень много событий связано в храме с Вами (первые частицы мощей, появившиеся в храме - священноисповедника Романа Медведя) или Вашей малой родиной (частицы мощей священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, теперь икона святителя Николая из-под Владимира). Даже неверующий человек может поверить в то, что это не просто случайные совпадения, а промысел.

Да, какие-то невидимые нити все связывают, Господь так управляет.

Конечно же, в нашем рассказе следует отметить икону Воскресения Христова, которая преподнесена нашему приходу как благословение и дар Патриархом Иерусалимским Феофилом. На обратной стороне надпись, сделанная Патриархом: «поселок Воскресенское, храму Воскресения Христова» (на греческом языке). Икона находится в алтаре, мы редко ее выносим, только на крестные ходы. Я думаю, что в Воскресенском храме эта икона займет достойное место, все-таки она больше посвящена ему. Тем не менее, когда просят, я выношу ее, чтобы люди могли поклониться, приложиться, попросить Господа о помощи, особенно о помощи в строительстве храма - мы частенько молимся перед ней.

Икона прибыла к нам из какой-то Вашей паломнической поездки?

Да, это была наша первая поездка в Святую Землю, когда мы приходом собрались молиться за Воскресенский храм, находившийся в самой начальной стадии строительства. Была Пасха и прием Константинопольского Патриарха, на котором мы изложили ему цель нашего паломничества – мы едем молиться за строящийся храм воскресшего Христа. Мы преподнесли ему пасхальное яйцо и изображение нашего деревянного храма, сделанное на бересте. Он был очень тронут подарком и в благословение попросил своего служителя, дьякона, сходить в ризницу, принести икону, на которой сам написал дарственную надпись.

Еще об одной иконе я хотел бы сказать с благодарностью о ее приобретении. Это икона великомученика Георгия Победоносца. Она была привезена нами тоже из паломнической поездки, из монастыря Георгия Победоносца на Метеорах. В одном из монастырей нам рассказали, что в монастыре Георгия Победоносца очень хорошая иконописная школа. И нам захотелось привезти оттуда икону. Но никто из нас, в том числе и я, на тот момент совершенно не ориентировались, сколько это может стоить и можно ли вообще что-то выбрать. Каких-то святых иконы у нас были. Но святого Георгия Победоносца не было. Пока длилась экскурсия, я зашел в лавку, и первое, что увидел - икону Георгия Победоносца. И хотя она была самая большая и неудобная для перевозки, но по живописи и по виду сразу мне понравилась. Вот так все так сложилось – монастырь Георгия Победоносца, икона его же. Я, конечно же, узнаю цену и понимаю, что это нереально, т.к. мне нужно было бы выложить все имевшиеся у меня деньги, в самом начале паломничества, и остаться совсем без денег.

Думаю, ладно, помолимся, Господь все устроит. И стою, смотрю на эту икону, взываю к святому Георгию Победоносцу: «Если есть на это твоя святая воля, то устрой все». Помолившись, возвращаюсь к нашей группе. Экскурсия закончилась, нам дали свободное время. И одна из женщин, раба Божия Вера, подходит ко мне со словами: «Батюшка, если хотите что-то приобрести для храма, у меня есть сумма, я отложила. Распорядитесь ей сами». Я открываю и вижу, что до стоимости иконы не хватает 50 евро. Это был такой явный знак чуда и милости Божией, я понимаю, что это ответ Георгия Победоносца на мое вопрошание - ведь не прошло и пяти минут. Конечно же, я добавляю недостающие деньги и приобретаю эту икону, но никому пока ничего не говорю.

Потом, когда уже все сели в автобус, я взял микрофон и сказал, что теперь с нами будет путешествовать Георгий Победоносец, потому что он послал нам средства для приобретения его иконы. Не хватило совсем чуть-чуть, но это не проблема. И теперь в нашем храме будет икона Георгия Победоносца.

На радостях все решили откликнуться и через 10 минут собрали еще какую-то сумму. Я покрыл свои 50 евро, и на оставшиеся деньги мы что-то еще купили для нашего храма. Так Георгий Победоносец щедро вернул потраченное, да еще и удвоил.

Для кого-то это рядовые события, стечение обстоятельств, но когда они происходят в определенной ситуации, понимаешь, что это милость Божия. Мы эту иконочку очень любим, чтим, и всегда на праздник перед ней совершаем богослужения.

Главная икона, которая для нас дороже и ценнее всех, это круглая икона - Иоанна Богослова - спасенная из разрушенного храма в нашем поселке. Это единственная оставшаяся икона, причем из Царских врат, не знаю, к сожалению, какого храма, какого иконостаса, там ведь было три престола. Эту икону спасла бабушка нашей прихожанки. Когда иконы выносили из храма и сжигали, сделав огромный костер, она пошла на хитрость, слукавила: подойдя к охранникам, сказала – дома дров нет, дайте икон на дровишки, я ими печку потоплю. Ей отдали эту иконочку, и она все годы ее бережно хранила. И по милости Божией икона дошла до нас, когда мы стали служить в новом храме. Очень знаменательная, знаковая для нас икона.

Еще одна старинная икона - Воскресения Христова с праздниками. Она хранилась у прихожанки сосенского храма, Синицыной Зинаиды Владимировны, вместе с другими иконами, спасенными из него. По всей вероятности, эта икона тоже оттуда, хотя однозначно утверждать этого нельзя. Когда эта женщина узнала, что мы начинаем строить храм Воскресения Христова, она сказала: «Как храм построите, так я вам ее передам». Но, как видите, она не стала ждать окончательного завершения строительства и отделки, передала нам икону, когда были возведены стены храма. Иконочка старинная, намоленная, и центральный сюжет в ней - Христово Воскресение, поэтому, я думаю, что она займет свое достойное место в новом храме.

Можно было бы рассказать еще о многих иконах. Возможно, когда-нибудь мы продолжим эту тему.

Последняя икона, о которой я бы хотел упомянуть сегодня- это икона княгини Ольги, большая, писаная. Если мы войдем в центральную часть храма, то она размещена с левой стороны, в простенке, где стоит хор и окно. Родители заказали эту икону в память о своей погибшей дочери. Сами они живут в Сибири, но так случилось, что здесь у них погибла дочь, здесь, на Ивановском кладбище, они ее и похоронили. Каждый год, приезжая сюда, они обязательно приходят в храм к этой иконе. Мы постоянно видим икону, но не знаем, какая история за ней стоит. Люди, подходя к иконе, могут помянуть рабу Божию Ольгу. Я думаю, это тоже небезынтересно знать.